10 апреля 1710 года в Англии вступил в силу «Статут королевы Анны» – первый закон о правах автора на произведение.

Главное – не путать то «авторское право» с современным копирайтом – «правом копирования».

«Статут королевы Анны» защищал право автора на его текст, а копирайт защищает право посредников на нем заработать.

«Календарь Морзе»

Позиция автора книг серии «УАЗдао» по копирайту известна:

  • автор считает, что передача прав на произведение издательству принесёт доход разве что издательству;
  • автор по возможности покупает, а не скачивает из Интернета книги других авторов;
  • автор даёт всем желающим возможность получить свои книги почти даром или вообще бесплатно.

Но одно дело — взгляды автора, и другое — когда у тебя есть авторский магазин, который должен следовать закону. Должен — и никуда не денешься.

Как-то неожиданно мы дожили до момента, когда за каждую тыренную фоточку на сайте могут отсудить по 10 тысяч рублей. Но если за физлицами никто не бегает, то индивидуального предпринимателя приведут в суд и без церемоний освободят карманы от денег. И неважно, знал он, что фотка тыренная, или нет.

Что касается музыки — то с этим ещё хуже. Никакой ролик нельзя выложить на YouTube без того, чтобы правообладатель музыки об этом не прознал. Автоматика распознаёт даже кавер-версии песен и либо блокирует такое видео, либо показывает рекламу в пользу правообладателя.

Как на «УАЗдао» попыталась наехать киностудия

Некоторые «правообладатели» теперь идут ещё дальше и пытаются, используя сложившуюся систему, заявлять права на то, что им вообще не принадлежит. Такая история и произошла с видеороликом, который мы выпустили для книги «Календарь Морзе».

Подчеркнём, мы на «УАЗдао» либо сами делаем фотографии, обложки и ролики, либо берём лицензионную продукцию. Не потому что у нас много ненужных денег, а потому что иначе выйдет ещё дороже.

Звуковой фон для этого ролика тоже был честно приобретён в комплекте с программой-видеоредактором. Да и в целом, чтобы не было проблем с лицензионной музыкой, нами был заблаговременно куплен профессиональный аудиоредактор, с которым в комплекте шло 20 тысяч музыкальных фраз и звуковых эффектов.

Уточним: в лицензии чётко сказано, что музыкальные фрагменты покупатели могут использовать без дополнительной платы (роялти), даже в коммерческих целях. Единственное ограничение: нельзя перепродавать исходные фразы без изменений как самостоятельный продукт.

Но едва мы выложили этот ролик на Facebook, как прилетела претензия от «правообладателя». Индийская киностудия YRF — Yash Raj Films заявила свои права на 18 секунд звуковой дорожки и заблокировала видео.

Всё бы ничего, но правообладателем трека являются не они, а компания Apple. При этом лицензия позволяет магазину «УАЗдао» использовать эту музыку, в том числе, в рекламе и в других в коммерческих целях. О чём мы и заявили через форму ответа на претензию.

Ответ не заставил себя ждать: индусы отказали нам в праве распоряжаться честно приобретённой музыкой.

Иными словами, предприимчивые индусы приобрели ту же программу, что и мы. Затем вставили музыку в свой фильм. А затем заявили на звуковую дорожку свои права, угрожая всем остальным, кто её использовал.

Не будем пересказывать дальнейший диалог с обнаглевшими «правообладателями». Скажем лишь, что претензию сняли только после угрозы, что мы уже пишем жалобу в Apple.

Магия слова Apple подействовала за считанные минуты. Благодаря этому вы и смогли увидеть наш ролик.

На сей раз здравый смысл победил. Цена победы — на переписку угроблен целый день, который мы могли бы потратить на подготовку к публикации новой книги. А что бы случилось, если бы у нас не было лицензии на эту музыку, нам и думать не хочется.

Напомним, книга «Календарь Морзе» будет в предварительной продаже ещё 10 дней. Покупатели, внесшие от 300 рублей, получат её за 7 дней до официального выпуска. 



УАЗдао