Хорошая новость! От наших статей о коммерческом самиздате у некоторых издателей стало «подгорать»: нас уже публично обозвали лжецами. Причем, говорят, что врём мы не абы как, а в каждой строчке. Рады стараться! Сегодня мы соврём, как иллюстрировать книги, чтобы было не очень стыдно и чтобы потом не разориться, выплачивая компенсации за пиратские картинки.

Кто такой бильд-редактор

Бильд-редактор, которого иногда называют  «фоторедактором» — это человек, отвечающий за иллюстрирование издания. И его обязанности выходят далеко за пределы «скачать фоточку из Интернета».

Когда нужно вставить 2-3 картинки в книгу, никакой бильд-редактор не нужен. А если 100 и более — то лучше привлечь к этой работе кого-то, кто разбирается. Хотя штатных бильд-редакторов сейчас встретишь не везде, это не значит, что их обязанности никто не выполняет.

Обязанности бильд-редактора

Подбор качественных иллюстраций. Иллюстрации должны соответствовать содержанию и должны быть пригодны для печати на конкретном оборудовании.

Работа с авторами иллюстраций. Бильд-редактор ведёт всю переписку, оформляет заказы, договаривается, задабривает, пинает, кусает, принимает успокоительное.

Подбор картинок по фотобанкам. Мало знать, где и почём купить картинку, надо понимать условия её использования. Скажем, бывают лицензии на картинки, которые позволяют иллюстрировать новости, а вставлять в книгу или делать открытки — запрещают.

Создание фотографий. Да-да, в наше время иногда проще оторвать задницу от стула, взять «Айфон» или «Сяоми» и сфотографировать самому.

Кстати, в наших книгах вперемешку используются покупные фотографии, снимки с зеркалки, снимки с планшетов и телефонов. Разница не всегда заметна: при хорошем освещении отлично снимают даже бюджетные телефоны, а при плохом — бывает, пасуют и «зеркалки».

Технические ограничения печати (например, разрешение) и особенности оборудования (бывает, оно может само производить цветокоррекцию или снижение цифрового шума) тоже сглаживают отличия.

Обработка фотографий. Редко бывает, чтобы снимок не требовал совсем никакой подготовки: может быть завален горизонт, нарушена перспектива, искажены цвета… Чтобы вписать снимок в дизайн журнала или книги, надо, как минимум, его кадрировать.

Кстати, даже такую простую вещь, как кадрирование нельзя доверить кому попало: взгляните на любительские снимки в социалочках и поймёте. А бильд-редактор должен выполнять кадрирование и цветокоррекцию вообще не задумываясь.

Юридические вопросы, связанные с оформлением прав. За каждую картинку, размещённую  незаконно, могут отсудить от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Если издание состоит из одних картинок, неграмотное оформление прав может пустить вас по миру.

Бильд-редактор в самиздате

Поскольку вашим бильд-редактором, скорее всего, будете вы сами, позвольте дать несколько общих советов. Они предназначены для начинающих, но имеющих общее представление о процессе, авторов.

  1. Выберите формат. Если готовите богато иллюстрированное издание — забудьте об электронном формате, только бумага. В крайнем случае можно сделать версию в PDF. В прочих форматах либо файлы не везде будут открываться из-за размера, либо качество изображений будет убогим.

  2. Выберите технологию печати. Если иллюстрации чёрно-белые, заранее уточните в типографии, какая будет технология печати и какое требуется разрешение (в точках на дюйм).

    Иногда малотиражные книги всё ещё печатают на ризографе, это устройство с настолько низким разрешением, что фотографии будут выглядеть неразборчиво. Разве что схемы или зарисовки можно печатать таким способом, да и то лучше не надо. В современных типографиях используют цифровую печать, но оборудование везде разное, поэтому разрешение всё равно надо уточнять.

    Увеличивать в «Фотошопе» разрешение снимка, скачанного из Интернета, до требуемых параметров не стоит: чёткости это не прибавит. Кстати, и удаление зернистости или шума тоже может сделать хуже, чем было.  В таких случаях имеет смысл делать пробную печать вариантов «до» и «после» коррекции. 

  3. Откалибруйте монитор. Специальный дядечка со специальным прибором придёт и сделает так, что цвета на вашем экране будут отображаться точнее. Это платно, но ведь в типографии никто не будет слушать это ваше: «А у меня на мониторе всё по-другому!»

  4. Сначала попробуйте. Обязательно делайте пробную печать — хотя бы 2-3 разворота будущей книги, предварительно добавив текст и картинки в дизайнерский шаблон. Узнаете, стоит ли вообще делать иллюстрированное издание. Сменить ли типографию. Сменить ли кривые руки… на чьи-то ещё кривые руки.

  5. Запросите расчёты в типографии. До начала подготовки иллюстраций вам нужно понять, сколько вам их надо, цветные или чёрно-белые. Иногда будет дешевле напечатать часть страниц цветом, часть — чёрным. Иногда — разнобой обойдётся не дешевле стопроцентно цветной книги. 

  6. Определитесь с тиражом. Если тираж невелик, а себестоимость высока, есть смысл отказаться от цвета, от части иллюстраций или от издания книги вообще. Иллюстрирование книги, которую никто не увидит, может быть долгим и затратным, но при этом совершенно бессмысленным занятием.

  7. Не воруйте. Есть мнение, что раз кто-то выложил картинку в Тырнет, значит, её можно тырить. Это не так. В статье 1229 Гражданского кодекса сказано, что «отсутствие запрета не является согласием [на использование результата интеллектуальной деятельности]». Сюрприз: не всё, что не запрещено — разрешено. Возможно, именно вам «повезёт», автор вас поймает и засудит. Минимальная компенсация за одну чужую картинку — 10 тысяч.

  8. Нахрапом не получится. Если  не справляетесь, сразу обращайтесь в типографию, заносите денежку. По словам владельца знакомой типографии, 80% того, что приносят заказчики, вообще не пригодно для печати. То есть, напечатать они, конечно, могут что угодно, но результаты неприятно удивят несоответствием качества затраченной сумме.

В любом случае, подумайте, нужен ли вам этот геморрой и окупится ли он.

Чем иллюстрировать

Ещё раз: если делаете книгу не только для себя и близких друзей, не воруйте иллюстрации!

Во-первых, существует множество сайтов, где можно скачать картинки законно и бесплатно.

Люди, которые сфотографировали в миллионный раз город, речку, лес, памятник — прекрасно понимают, что никому это не продадут. И передают эти работы в общественное достояние. У художников тоже бывают работы, которыми они бескорыстно делятся — по доброте душевной или в целях саморекламы.

Ниже вы найдете пример сайта с работами в общественном достоянии. Всё можно перерабатывать, фотошопить, накладывать фильтры, комбинировать. Как сами работы, так и производные от них допустимо использовать без ограничений — даже в коммерческих продуктах.

Во-вторых, есть платные фотобанки. Выбор там намного больше, но могут быть ограничения по использованию, поэтому внимательно читайте условия лицензии. 

В-третьих, замените свой телефон на актуальную модель и делайте снимки сами. Даже бюджетные модели китайцев (13-18 тысяч) теперь делают отличные фото, пригодные для печати. 

Как это сделано у нас

При работе над книгой «Домашняя дистилляция» (первый тираж которой всем разослан и, по многочисленным просьбам, уже открыт сбор средств на второй тираж) мы не стали искать бильд-редактора.

Возможно, зря. Потому что на отбор и обработку иллюстраций ушло полных две недели — несмотря на то, что многие фотографии мы сделали заранее, когда ещё не знали, что будем выпускать книгу.

Итак, мы…

  1. Запросили расчёты в типографии и выяснили, что делать книгу полностью цветной не дороже, чем с отдельными цветными страницами «вразнобой».

  2. Автор подготовил образцы иллюстраций с примерным указанием, на каких страницах их разместить.

  3. Докупили программу для быстрой коррекции перспективы. Остальное ПО было куплено заранее — а  использовать нелицензионное ПО для легальных картинок, согласитесь, как-то странно.

  4. Обработали примерно 150 авторских снимков — ретушь, цветокоррекция, кадрирование.

  5. Забраковали снимки, которые не подошли по техническим параметрам или не вписывались в дизайнерский шаблон.

  6. С бесплатного (все изображения находятся в общественном достоянии) фотосайта Pixabay.com были взяты снимки общего содержания — в основном, фрукты, зерновые и т.п. Они удачно дополнили наши собственные снимки фруктов и зерновых. 

  7. На платном фотосайте Depositphotos.com было куплено остальное, включая фон для обложки.

  8. По паре снимков, где было невозможно связаться с их авторами, решено было оставить правовые вопросы не закрытыми. Впрочем, вряд ли неизвестный китайский производитель будет сильно недоволен, что мы продемонстрировали читателю его товар.

  9. Для трети снимков потребовались консультации с автором: что это такое, как подписать и т. п.

  10. Отдельные моменты потребовали добавления незапланированных изображений с пояснениями, которых не было в авторском тексте.

  11. Одно предложение пришлось изменить ради соответствия иллюстрации.

  12. Вне плана в книге появилась шуточная реклама традиционного русского напитка Kosoryloffka — она просто напрашивалась по тексту, вместе с медведем и балалайкой. 

«Купить картинки на фотостоке» — это только звучит просто. Они должны подходить по содержанию, композиции и цвету. Должны вписываться в дизайн. Должны нравиться автору.

Из-за одной картинки нам пришлось разыскивать специалиста по химии и уточнять, соответствует ли изображение подписи.

Наконец, чтобы купить около 50 картинок, пришлось перелопатить больше 5000.  Плюс более 300 наших.

Лайфхак. Не стоит покупать все иллюстрации направо и  налево. Можно сделать скриншот картинки с водяным знаком и вставить его в макет. Когда будет понятно, что картинка находится на своём месте и гарантированно подходит, её можно оплатить, скачать и вставить вместо скриншота. В программе для вёрстки InDesign такая замена делается одним движением мыши.

Как работать с художниками

Не всегда можно проиллюстрировать книги фотографиями или купленными иллюстрациями. Даже если вы — гений фотошопа. Иногда придётся пойти на поклон к художнику.

По нашему опыту, с художниками вообще лучше не работать без крайней нужды. И не потому что это плохие люди (обычно нет). Просто с ними сложно, и тому есть множество причин:

а) это творческие люди («я художник, я так вижу»);

б) хороший художник, как правило, не испытывает недостатка в работе;

в) профессиональный художник не будет брать ниже рынка,  а «по знакомству» может и нахуй послать вежливо отказаться;

г) вам нужен не любой художник, а способный работать в определённом стиле (а такого ещё поискать);

д) художники редко разбираются в юридических вопросах, даже если они официально зарегистрированные предприниматели.

Если по всем остальным вопросам можно пойти на компромисс, то с юридическими моментами шутить не надо.

Неверно оформленный договор может привести к тому, что купленные вами иллюстрации продадут потом ещё раз. Или недобросовестный художник обратится в суд за неправомерное использование уже оплаченного произведения. Такое вполне возможно, если упустить что-то важное в договоре.

Примеры:

  1. Исполнитель может рисовать силами третьих лиц (жена, брат, насильно пойманный случайный прохожий). Поэтому в договоре должно быть прописано, что правовые вопросы с ними исполнитель решает сам. И что он (а не вы!) несёт ответственность в случае претензий от них.

  2. Исполнитель может прислать на подпись «Договор передачи прав», где не будет фразы «права отчуждаются в полном объёме». Подписывать можно, но это будет не договор передачи прав, а лицензионный договор  (согласно п. 3 ст. 1233 Гражданского кодекса). По такому договору произведение использовать можно только как в нём же и оговорено. Допустим, вставить картинку на сайт можно, а в книжку — нельзя. Продавать в Таджикистане можно, а в России — нет.

Оба пункта могут стоить вам до 5 млн рублей. И таких аспектов множество. Если кого-то интересуют остальные тонкости, пишите — расскажем подробнее.

В принципе, надёжнее купить готовое в фотостоке, потому что  на руках будет чек и документ, подтверждающий, что картинка лицензионная. Остальными вопросами будет заниматься сам фотосток. А если вы вступаете в прямые отношения с автором изображений, то за юридические вопросы будете отвечать только вы сами.

Если всё-таки решитесь, не забудьте предварительно озвучить художнику все существенные детали, в том числе: формат будущей книги, желаемые размеры иллюстраций, разрешение и т. п. 

Издательствам проще — у них, как правило, есть «карманные» художники, с которыми правовые и технические вопросы давно улажены. Хотя нельзя сказать, что результат их работы всегда нравится авторам и читателям.

«А сами-то? Всё учите…»

А мы сами-то просто делимся опытом по части (полу)коммерческого самиздата. И если уж наши статьи  начинают раздражать особо чувствительных издателей, значит, похоже, мы движемся в верном направлении.

Несмотря на все затраты (себестоимость каждого этапа у нас явно выше, чем в любом издательстве) автор «УАЗдао» за каждую книгу, при тираже 50-150 плюс электронка, получает никак не меньше, чем дадут в издательстве при тираже 3000 плюс электронка. Это, увы, далеко не миллионы, но всё равно возникает закономерный вопрос — на кой ляд тогда нужно издательство.

Напоминаем, что сейчас есть редкая возможность самостоятельно оценить наши попытки производства книг. Даже две возможности.

1

Запущен сбор средств на второй тираж полностью цветной книги «Домашняя дистилляция» в твёрдом переплёте.

Количество заказов ограничено!

2

Книга «Коаны и притчи УАЗдао» в мягкой обложке с цветными фото того самого УАЗика. Шанс получить её на Новый год!

Книга в наличии! 



УАЗдао