Нам в руки попал любопытный документ — актуальный пример типового издательского договора. Именно на таких условиях издатели сейчас принимают произведения. Этот договор наглядно демонстрирует, почему даже известные писатели переходят на прямые продажи.

Мы преклоняемся перед юристами, создавшими текст этого договора, согласно которому одна сторона должна отдать всё и даже компенсировать издержки, а вторая — ничего конкретного не обещает.

Дисклеймер. Это типовой договор, созданный для защиты коммерческих интересов издателя, в чём нет ничего противозаконного. Наши комментарии к договору являются частными оценочными суждениями и могут не быть единственно возможными толкованиями. 

Цитаты размещены в информационных и полемических целях.

На что передаются права

5.1. Лицензиар передает Лицензиату право использования Произведения на условиях исключительной лицензии следующими способами:

5.1.1. воспроизведение Произведения или его части в любой материальной форме, в т.ч. в виде бумажных книг, в электронном виде, в виде звукозаписи (аудиокниг и т.п.), а также путем записи в память ЭВМ; 

5.1.2. распространение Произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

5.1.3. публичный показ Произведения;

5.1.4. импорт оригинала или экземпляров Произведения в целях распространения;

5.1.5. сдача в прокат оригинала или экземпляра Произведения;

5.1.6. публичное исполнение Произведения;

5.1.7. сообщение в эфир;

5.1.8. сообщение по кабелю;

5.1.9. ретрансляция;

5.1.10. перевод или другая переработка Произведения. В том числе создание краткого изложения содержания Произведения – обзоров, рефератов, дайджестов, аннотаций;

5.1.11. доведение Произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к Произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Вполне стандартный пункт, согласно которому исключительные права передаются НА ВСЁ. 

Отдельные права можно попытаться оставить за собой, но если это будет невыгодно издателю, он может и отказаться.

Дёшево продать своё имя

Лицензиар … предоставляет Лицензиату право … использовать самостоятельно и разрешать использовать третьим лицам наименование Произведения, имя (псевдоним) автора в заглавии/названии серии продукции Лицензиата.

Проще говоря, издатель получает право нанять литнегров и выпустить продолжение вашего учебника, в который вы вложили годы образования и десятилетия практики. 

Тут есть риск репутационных издержек — для автора, не для издательства.

Даже мэтры на этом обжигаются: все мы видели бесконечные серии книг, где под фамилией известного автора стоят имена таких маститых литераторов, как Иванов, Петров, Суходрищев…

Эффективное коммерческое использование

В целях обеспечения эффективного коммерческого использования Произведения Лицензиат и третьи лица с разрешения Лицензиата … вправе по своему усмотрению оформлять экземпляры Произведения, сопровождать их аннотациями, иной информацией, перерабатывать Произведение, а также размещать на экземплярах Произведения материалы рекламного и информационного характера. 

Оформление и содержание издатель вправе изменять. А ещё может добавить материалы рекламного характера. 

В теории, согласно такому договору, издательство вправе разместить на книге рекламу какого-то магазина, а взамен предоставить этому же магазину тираж по символической цене. 

В таком случае автор получит вознаграждение в размере 10% от этой символической цены. 

Это и называется «эффективное коммерческое использование».

Свою книгу не узнаете

Кроме изменений заголовка и правок текста, у издателя есть права на вивисекцию и расчленение. 

…Перевод или другая переработка Произведения. Под переработкой Произведения понимается создание производного Произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобное, в том числе создание краткого изложения содержания Произведения – обзоров, рефератов, дайджестов, аннотаций и т.п.)

То есть, вы написали «Сказку про репку», а издательство может выпустить по ней комикс.

Сказка будет из трёх картинок с содержанием: «Посадил дед свёклу и собрал урожай вовремя и без потерь». 

Если режиссёр Б. захочет снять по мотивам комикса эротический триллер, в котором дед разъезжает по огороду в неглиже на розовом танке, ему могут разрешить — автор уже согласился на это в договоре.

При этом автор получит процент не от доходов картины, а от доли вознаграждения издательства. 

Не стоит удивляться, что даже сами писатели порой офигевают от получившихся в итоге экранизаций.

Типовой договор с издательством, или Почему авторы уходят в самиздат 1
Боевые матрёшки из кинофильма «Черновик»

Платить и каяться

В случае если действия Лицензиара привели к убыткам Лицензиата, Лицензиар … покрывает такие убытки. 

Вопрос на засыпку: почему автор отдаёт все права на произведение и его переработку, а взамен получает… предложение покрыть какие-то убытки? А кто будет покрывать убытки и репутационный ущерб автора от действий издательства?

Если уж автор так опасен, почему бы специалистам издательства самим не оценить возможные угрозы — в том числе, от действий автора, — и не обезопаситься от них. Или, например, оказать автору юридическую поддержку.

Автор не располагает штатом экспертов: ему недостаточно много для этого платят. Он простой человек, который может и ошибиться. Зачем тогда издательству штатные специалисты? Почему они не могут помочь и автору? Ведь, в конечном итоге, у издателя и автора одна цель!

Давайте тогда юристов заменим «Вордом» с типовыми договорами, а редакторов — искусственным интеллектом. 

Тем более что искусственный интеллект никогда не уйдёт в запой, а с редакторами такое случается сплошь и рядом.

Обещать — не значит жениться

С момента вступления в силу настоящего Договора предшествующие переговоры и переписка по вопросам, урегулированным договором, теряют силу.

В предварительной переписке решаются почти все важные вопросы, и издатель традиционно не скупится на обещания. 

Если автору обещали сохранить права на прямую продажу электронных книг, подписание типового договора может перечеркнуть эту договорённость. 

Кстати, вопрос сохранения прав на прямую продажу электронных книг интересует многих авторов: разрешат или нет.

Практика показывает, что договориться и оставить себе часть прав — не так уж и сложно. Если планируется подарочное издание, издательство наверняка не будет отстаивать своё право на электронку.

Если книга ранее продавалась или раздавалась бесплатно в Интернете, аналогично, издатель ничего не потеряет, оставив эти права автору. Поэтому смело настаивайте на своём!

Два вагона книг нашла на складе уборщица!

Лицензиат и третьи лица с разрешения Лицензиата без соблюдения каких-либо формальностей также вправе распространять на условиях неисключительной лицензии, воспроизведенные на условиях Договора, но не распространенные в срок … экземпляры Произведения, до полной реализации оставшихся экземпляров.

Некоторые полагают, что такие пункты добавляются для маскировки допечаток или неучтённых экземпляров, за которые не доплачивают автору.

А при возникновении вопросов всегда можно сказать, что это уборщица нашла остатки старого тиража на складе.

Авторы, чьи договоры с издательством истекли много лет назад, до сих пор встречают в «Озонах» и «Буквоедах» свои книги. Они то пропадают, то снова появляются в продаже.

В порядке эксперимента мы заказали книгу «Операция Переброс» (которая в авторском варианте называется «Город без людей»). Эта книга печаталась в 2015 году тиражом 2500 штук.

Сейчас 2019 год.

Заказанная книга добралась в пункт самовывоза за 6 рабочих часов. Как новенькая: ни царапин, ни потёртостей, ни повреждённых краёв, ни пожелтевших страниц. Блок не пошёл волнами, метросексуал на обложке не поблёк, таракан не выцвел.

Типовой договор с издательством, или Почему авторы уходят в самиздат 2
Предполагается, что этому экземпляру 5 лет

Не удивительно ли, что за 5 лет — усилиями всех существующих торговых сетей и интернет-магазинов с миллиардными оборотами — не удалось распродать единственный небольшой тираж, а остатки при этом сохранили товарный вид?

Подсчитали — прослезились

Интересующий всех вопрос — это, конечно, сумма вознаграждения. 

За воспроизведение, распространение, импорт — 10% (десять процентов) от средней отпускной цены (не включая налог на добавленную стоимость и другие подобные налоги) Лицензиата с каждого проданного (реализованного) Лицензиатом или по его заказу экземпляра Произведения в печатной форме в виде книги…

Отпускная цена, особенно без учёта НДС, обычно невелика. Книга, стоящая в магазине 700-800 рублей, на выходе из издательства стоит порядка 300 рублей. Если она с цветными картинками при минимальном тираже (2500 штук). 

Если автор — физлицо, то издательство дополнительно удержит налоги физлица.

За воспроизведение Произведения … в электронной форме … Лицензиат уплачивает Лицензиару 25% (двадцать пять процентов) от фактически полученного Лицензиатом дохода.

25% — это прекрасно, но при прямых продажах через разные авторские площадки доля автора в три раза больше. 

Например, авторы (ИП и самозанятые) в магазине УАЗдао получают за свои книги и музыку до 75%. И не от какой-то неведомой абстрактной отпускной цены, а от конкретной суммы по кассе. 

Скачать образец авторского договора магазина УАЗдао.

Электронные книги из «Литреса» будут спирачены в четверть секунды, после чего продажи упадут. А с независимых площадок, включая нашу, если и пиратят, то с задержкой. 

В общем, 25% от «ничего» — не слишком привлекательная сумма. 75% от «чего-то конкретного» — гораздо лучше.

В случае издания Произведения вместе с другими произведениями в сборниках … вознаграждение Лицензиару выплачивается пропорционально соотношению объема Произведения и общего объема … Соответствующие положения также применяются в случае издания Произведения в частях.

Этот неприметный пункт, судя по всему, позволяет пропорционально уменьшить выплаты, если издатель раздербанит книгу на части. Например, выпустит в виде пяти буклетов. 

Продать пять буклетов издателю выгоднее, чем одну полноценную книгу. А согласно этому пункту вознаграждение за каждый буклет может быть как за ⅕ часть книги. 

С каждой лицензии, выданной Лицензиатом третьему лицу на передачу прав на использование произведения … Лицензиатом будет рассчитываться в пользу Лицензиара роялти в размере 10% (десять процентов) от фактически полученного Лицензиатом дохода от выданной лицензии.

Старый опытный параноик, прочитав этот пункт, непременно заинтересуется: не даёт ли это права выдать лицензию на книгу дочернему предприятию за 1 рубль. Тогда основные доходы получит «дочка», а автор (не забываем про НДС!) — 7 копеек. Минус налоги.

* * *

Как видите, в договоре речь идёт о 10-25 процентах авторского вознаграждения.

С учетом, что все расходы по подготовке и распространению издатель берёт на себя, это не так уж и плохо.

Но на практике неясно, от какой конкретно суммы исчисляются эти проценты. Вполне вероятно, что от никакой. 

Утром стулья, поздно вечером деньги

Расчёт срока авторских выплат — ещё одно увлекательное упражнение. 

  1. Расчёт вознаграждения, согласно имеющемуся в нашем распоряжении договору, производится по итогам календарного квартала (3 месяца). 
  2. В течение следующих 90 (банковских!) дней* издательство готовит отчёт. 
  3. В течение 5 дней автор подписывает отчёт. 
  4. В течение 60 (банковских!) дней производится выплата на расчётный счёт автора. 

*90 банковских дней — это примерно 4 месяца. 

То есть, если книга начнёт продаваться в середине января, авторские отчисления будут в октябре-ноябре. 

Итоги

Нужно иметь тиражи писателя Л. или быть писателем Д., чтобы рассчитывать на получение дохода от сотрудничества с издательством. 

Но, судя по тому, что даже активно издающиеся в бумаге писатели Л., П. и К. практикуют прямые продажи, и у них не всё идёт гладко. 

У издательства есть одно очевидное преимущество: оно может снять с автора все заботы и расходы на производство бумажной книги и поставить её в магазины.

Но на этом всё и закончится: ни рекламы, ни достойного места на магазинной полке рядовому автору не обеспечат. 

Что умеем — то умеем

Прогрессивные авторы давно продают электронные книги самостоятельно. В издательства идут только те, у кого нет других вариантов: например, когда основная аудитория читает на бумаге.

Но если печатная книга нужна автору только чтобы увидеть свою фамилию на обложке и подарить пару штук родным и близким — или продать подписчикам в соцсети — можно обратиться в любую цифровую типографию.

Или прямо к нам. 

1) Подготовка романа на 350 страниц (без картинок, графиков, таблиц и сносок) плюс и печать 25 экземпляров в мягкой обложке у нас будет в районе 12 тысяч рублей. То есть, одна книга в отличном качестве будет стоить 480 рублей. Больше тираж — ниже цена.

Надёжный финский термоклей, белая бумага и несколько видов ламинации на выбор: матовая, глянцевая или приятный на ощупь софт-тач

Качество можно проверить на книге «Коаны и притчи УАЗдао» (осталось 10 штук): мы раскрыли её на 180 градусов и попытались растянуть. Она не порвалась и даже сохранила товарный вид!

Книги Коаны и притчи УАЗдао
Коаны и притчи УАЗдао

Если текст не требует никаких исправлений и есть готовая обложка, подготовка и печать займут неделю. Для сравнения: книга, которую отнесли в издательство, может ждать очереди и полгода, и год.  И не дождаться.

2) Более сложный макет обойдётся дороже, но у нас это до двух раз дешевле, чем в типографии. У нас как у ИП без сотрудников существенно меньше расходов, чем у ООО с сотрудниками.

3) Можем отпечатать книгу с цветными картинками «вразнобой», что другие почти никогда не делают — по экономическим или техническим причинам. 

Книга «Город людей» — пример такой работы (в продаже 1 штука). Если верить отзывам читателей, по некоторым параметрам она превосходит предложения издательств.

Книга Город людей (тираж из типографии)
Цветные иллюстрации вразнобой, белая бумага, твёрдая обложка, шитый переплёт

4) Можем разослать готовую книгу вашим заказчикам — с вашим обратным адресом. Для этого у нас есть надёжные поставщики упаковки (до трёх раз дешевле, чем на Почте) и помощница с уникальным талантом, позволяющим отправлять до 200 книг А5 в неделю. 

Важно: при нашем подходе все права на книгу остаются у автора.

И хотя автор сам несёт расходы на подготовку и печать, он получит и 100% прибыли от прямой продажи своих книг через соцсети или авторский сайт.